на головну
БУДНИ КРИМИНАЛЬНЫХ ЭКСПЕРТОВ РОДОМ ИЗ ЭПОХИ РЭП-ТУСОВОК

24.02.2004 року

Работа этих людей воспета в сотнях произведениях детективного жанра. Тем не менее, ореол загадочности по-прежнему продолжает витать вокруг пропахших реактивами лабораторий криминалистов. Сии "академические" запахи пришлись весьма по душе и автору материала, решившему их несколько "продегустировать". И вот, в предчувствии "вкусного" материала, я оказался в кабинете капитана милиции Анатолия Криля - начальника отделения экспертиз материалов, веществ и изделий НИЭКЦ при ГУ МВД Украины в Киевской области.

У НАС БЫЛ КОНКУРС ПО 8 ЧЕЛОВЕК НА МЕСТО…

-- Анатолий Анатолиевич, насколько уникален ваш участок работы в структуре Центра, кто у вас работает?

-- Служба специфическая тем, что здесь необходимо высшее химическое, биологическое или технологическое образование. Кадры подбираем из гражданских вузов, готовящих химиков-металлургов, химиков-биологов, пищевиков. То есть, милицейские "университеты" здесь - не главное и не особо подходит. На оценки нужных нам выпускников институтов мы не очень то смотрим. В свое время я закончил химический факультет КНУ им. Т.Шевченко, но был теоретиком-троечником. Зато руками делать многое научился. Нам нужны люди, умеющие думать головой и работать руками, знающие: где можно быстро заполучить необходимую информацию.
До средины 2000 года, к моменту формирования практически нового подразделения, отдел этот не особо блистал показателями в работе, всего три специалиста занимались по большей части исследованиями наркотиков. И это себя не оправдывало, ведь нужно было делать более 20 видов экспертиз, а опыты с наркотическими веществами - лишь один из них. Начальник НИЭКЦ- полковник милиции Николай Молибога - потихоньку начал собирать людей. Давали объявления в институтах, университетах. Сначала брали на работу тех, кто подавал заявления, а потом, с 2001 года, у нас уже был конкурс по 8 человек на место. Сейчас в отделении трудится 9 сотрудников - все офицеры милиции. У нас есть специалисты по ГСМ, по пищевым продуктам, биологи, металловеды. Основной состав - молодежь, только я и Ольга Борисенко работаем в органах с 1997 года. Остальные пришли год-два назад.

-- И сейчас вчерашним студентам приходится засучивать рукава и ковыряться в тех же трупах?

-- Самая "противная" работа, конечно, - наркотики и исследования горючих веществ на трупах. Например, в Згуровском районе убили женщину, тело до момента обнаружения пролежало довольно долго. По всей видимости, ее лишили жизни, завернули в одеяло и, облив какой-то горючей смесью, подожгли. На место жуткой находки выехал Молибога, руководимые им эксперты изъяли части тела и одежды. Перед нами встала задача, каким видом топлива ее сожгли. Единственное, что мы не могли установить - марку бензина, который использовали преступники, а так все удалось сделать по высшему разряду.

БЕЗ БУТЫЛКИ С ПОДДЕЛКАМИ НЕ РАЗОБРАТЬСЯ

-- Естественно, возникает вопрос о техническом обеспечении выше указанного вами "высшего разряда"…

-- Николай Павлович Молибога - эксперт от Бога. На Украине осталось в строю всего несколько начальников НИЭКЦ по областям, которые назначались на эту должность еще во времена СССР. Этот человек имеет громаднейший жизненный и профессиональный опыт. Благодаря его стараниям, в 2000 году мы приобрели газовый хроматограф, стоящий около 20000 долларов, на котором производится экспертиза ГСМ. Это был первый современный хроматографический комплекс на Украине, закупленный для милиции. Он полностью обеспечивает наши исследования по органике. Потом у нас появился и жидкостной хроматограф. За два года эксплуатации они полностью себя окупили.
У МВД сейчас появились импортные аналоги подобной аппаратуры, мы же работаем на отечественных, которые раза в три дешевле своих зарубежных собратьев. Например, хроматограф фирмы "Hewlett Packard" стоит около 100000 долларов. Наш же жидкостной является совместной немецко-российской разработкой, собирается в Харькове и стоит 35000 долларов, причем качество и функциональные возможности этих аналогов практически одинаковые. Посему у нас вопросов к этим машинам, пока, не возникало.

-- Аппаратуру то закупили, а как насчет компенсации за использованные материалы, ведь ваша экспертиза - занятие не из дешевых?

-- Все исследования для милиции, по уголовным делам, производятся бесплатно. В каждом конкретном случае, мы предоставляем справку о наших расходах на материалы. Средства к нам возвращаются через суд. Если же кто-то, в частном порядке, хочет провести экспертизу, мы не отказываем. Наиболее часто к нам люди приходят… с бутылкой водки. Например, фирма обратилась с просьбой проверить качество своей же продукции, или магазин усомнился в своем партнере-поставщике. У нас есть, согласованный на основании указаний МВД, прайс-лист стоимости платных услуг. Исследование производимой водки для предприятия обойдется всего в 88 гривен. Для этого нужно прийти с бутылкой водки (как говорит Анатолий, - водно-спиртовой смесью), заявлением и квитанцией об оплате. А вот около 90% изъятых вино-водочных изделий в ходе оперативных мероприятий милиции оказывалось откровенной "паленкой".

-- И что же ее "палит"?

-- В поддельной водке завышена концентрация сивушных масел, альдегидов, метилового спирта - вещицы, буквально уродующей печень с желудком и влияющей на зрение. В условиях "подпольного цеха" эти компоненты полностью убрать практически невозможно. На заводах для этого построены огромные фильтровальные колонны, высота которых иногда измеряется десятками метров. Вот недавно нам из Фастова коллеги привезли на исследование очередной "сюрприз" от подпольщиков нелегальной водочной индустрии. Он абсолютно не соответствовал ГОСТу, содержание метилового спирта и прочей дряни в нем превышало норму в 10 раз! И все это продавалось через торговую сеть! Максимум пользы от такого изъятия - перегонка бормотухи в технический спирт. Самое опасное здесь то, что различные спирты по вкусу отличить непросто.

-- Ну, это более-менее известные вещи. Какой новый рецепт-сюрприз для головной боли вы, все-таки, готовите криминальному миру?

-- Сейчас мы активно занялись исследованием металлов и их сплавов. Например, у нас разрабатывается новая методика по экспертизам корпусов гранат. Особенно это стало актуальным после серии взрывов в Белой Церкви, в одном из которых пострадал начальник горотдела №2 подполковник милиции Никоненко. Взять гранату Ф-1, при взрыве она разлетается примерно на 2000 осколков размером до миллиметра и весом до сотых долей грамма. По внешнему виду осколков мы не можем точно идентифицировать взрывное устройство. В каждой гранате используется свой тип металла. Играет роль и время их изготовления. Та же "лимонка" времен войны и современная ее "сестра" технологически разные объекты, поскольку используется несколько иные виды металла. До этого подобным образом никто в Украине проблемой металловедения в криминалистическом аспекте не занимался.
Здесь мы бы с радостью использовали рентген-флюорисцентный анализатор. Но стоит он более 20000 долларов, и с учетом финансирования наших правоохранителей, нам подобные доспехи еще не по карману. Впрочем, еще не забыты старые, "совковые" методы - то же травление. Через электронный микроскоп, по структуре зерна, можно установить тип металла. В НИЭКЦ также есть телевизионный спектральный микроскоп фирмы "Regula" - используется для исследования денег, почерка, лакокрасочных покрытий, стоит 37000 гривен. Изображение с исследуемого предмета появляется на мониторе компьютера, где специалист уже имеет возможность его обработать. Мы тоже периодически им пользуемся...

ВООБЩЕ, МЫ ЛЮДИ НЕМНОЖКО СУЕВЕРНЫЕ

Анатолию Крилю на всю жизнь запомнилось первое испытание его нового коллектива. Тогда он явственно услышал, что, мол, вас, специалистов набрали, "обкатку" вы прошли, и либо вы доказываете на деле свою пригодность, либо…
-- Так вот, задержали, находящегося несколько лет в розыске, особо опасного преступника, члена жестокой банды отморозков. На его счету была масса убийств, разбоев и грабежей, - продолжил свой рассказ капитан Криль. -- У него изъяли оружие - пистолет "Zinger"; сразу встал вопрос: (а дело находилось на контроле у Министра) срочно дать ответ о "привязке" пистолета к конкретному лицу. Поскольку подозреваемый наотрез отказывался признавать свое с ним родство, - мол, мне милиция его подбросила, а авторитетные адвокаты вторили подзащитному. За сутки упорного труда мы доказали обратное. Смазка на одежде разбойника оказалась идентичной смазке изъятого пистолета. К тому же в кармане, где покоился "ствол", обнаружились микрочастицы металла, из которого последний был изготовлен. Все удалось благодаря усердию моих коллег и надежности оборудования - той же "Регулы" и газо-хроматографического комплекса. Сейчас это дело находится уже в суде…

-- "Рецептами" с криминалистами из райотделов делитесь?

-- Для коллег в районах только за минувший год мы подготовили 10 методических рекомендаций по работе с вещдоками. Например, мы открываем новый вид исследований, который до этого в Киевской области не проводился, и уже на нашем горьком опыте рождается следующая глава или страничка в криминалистике. А это неоценимая вещь для практика, ведь в каждом случае мы отвечаем за судьбу людей - и потерпевших, и подозреваемых.

-- Коллектив у вас молодежный, не тяжело справляться с потомками эпохи рэп-тусовок и презрения ко всему "совковому"?

-- Отнюдь. Например, в Б. Церкви взорвалась одна из квартир многоэтажки, несколько квартир верхних этажей оказались разрушенными. Среди оперативных материалов взрывчатых веществ не обнаружилось, хотя проверяли на все известные нам ВВ. Мы свою работу сделали и могли бы уходить домой. Был уже поздний вечер. Но вот привезли новые вещдоки. Все, как один, остались - девчата мыли посуду и готовили реактивы, ребята - занялись "мужской" работой. В результате хроматограф на всех образцах выявил следы бытового газа. Напряг спал сам собою…
Отношения у нас в отделении скорее напоминают будни спортивной команды, нежели заскорузлое жеманство обитателей чиновничьих кабинетов. Ведь все мы, практически, ровесники - 10 лет не так уж и много. Есть играющий "тренер" и есть его команда. В свободное время дружим семьями, - моя жена тоже работает в милиции, воспитываем дочь пятиклассницу. Она гордо всем говорит: "У меня папа милиционер!" Ребенок она у нас самостоятельный - родители могут прийти домой и в десять, и в одиннадцать часов вечера, а то и вообще утром.
Мы, вообще, люди немножко суеверные. Главная примета у нас - если пятница - то жди беды. Как ни странно, а много резонансного криминала случается либо в пятницу вечером, либо на выходных. А по закону задержанных можно удерживать трое суток, вот и приходится работать на выходных. Отгулы у нас бывают только среди недели, суббота и воскресение - табу…

Геннадий Карпюк
ЦОС ГУ МВД Украины
в Киевской области




Повернутись на головну
Замовити VPS-хостинг
Зареєструвати домен / register domain ua
Free FTP for IP-camera